Логотип Eco

Eco — обзор игры

Eco — один из самых амбициозных и оригинальных проектов, которые вышли в последнее время. Эта игра даёт игрокам задание манипулировать экосистемой для общего блага: игроки на сервере работают в одной среде. Если сообщество не справляется с тем, чтобы поддерживать природу, это означает гибель для всех и создание новой планеты.

Каждый раз, когда перезапускается сервер, игра начинается на заре цивилизации. На горизонте маячит глобальная экологическая катастрофа — падение метеорита, в планах реализация других сценариев. У игроков есть несколько недель реального времени на развитие. Если сообщество успеет достичь той точки, в которой обладает достаточными технологиями для предотвращения катаклизма, то это победа. Однако не всё так просто — игра вполне оправдывает своё название, экосистемы в ней связаны, уничтожение одной ведёт к уничтожению других — совсем как в реальном мире. Поэтому не выйдет просто застроить всё фабриками. Вместо того, игроку нужно с осторожностью использовать ресурсы, которые ему даёт природа. Если рубить лес, но не высаживать его, он через какое-то время закончится, а значит не будет древесины для построек; вылавливать в одном месте слишком много рыбы одного вида — он исчезнет, что плохо повлияет и на других животных, которые питались этой рыбой. В результате игрок должен одновременно поддерживать экосистему и развиваться технологически.

«Экосистема — ваш единственный жизненный путь в этой гонке на время, ваш источник ресурсов, который либо предотвратит гибель человечества, либо сама станет источником разрушения, если группа будет расточительно использовать её ресурсы.» — поясняет разработчик из Strange Loop Games. «Так что у вас одновременно две проблемы, между которыми вы как между молотом и наковальней: внешняя угроза, которой необходимо избежать, и угроза внутреннего истощения»
В игре необычная система прокачки навыков — очки навыков даются за потреблённую пищу. Развитие персонажа получается плавное и связанное с активностью игрока — почти на все действия тратится энергия, например на добычу ресурсов или быстрый бег. В какой-то момент из-за голода становится невозможно работать, а значит самое время подкрепиться. Такая привязка даёт возможность хорошо сбалансировать количество получаемых очков и дать возможность продвинуться именно тогда, когда это необходимо. К слову, количество получаемых очков зависит от количества игроков на сервере — чем больше людей, тем меньше получает отдельный персонаж и наоборот. Это стимулирует специализированность — а значит и сотрудничество — для густо заселённых планет и не ломает возможность прохождения в маленькой компании или в одиночку — очков хватит. Есть у подобной системы и проблемы — повышенная важность персонажей ориентированных на производство пищи — все остальные находятся в зависимости от них.

В Eco действительно красиво
В Eco действительно красиво

Eco обладает приятными саундтреком и графикой. Внешне и по некоторым базовым механикам она на первый взгляд может несколько напомнить minecraft, но присутствует ряд отличий — например дерево нужно срубить целиком, разделать на отдельные колоды и уже из них можно получить древесину; отдельные блоки не могут висеть в воздухе — при отсутствии опоры они падают. К сожалению игра оптимизирована слабо, так что насладиться её миром со слабым компьютером не получится. С другой стороны, баги присутствуют, но в небольшом количестве. Оперативному их исправлению способствует быстрая и прозрачная связь с создателями игры в discord, что не может не радовать. В Eco заложена базовая автоматизация производства — крафт происходит с помощью специальных предметов, в меню которых просто необходимо указать, что нужно сделать — и процесс более не потребует ручного вмешательства. Здорово, что можно сбросить с себя порядочную долю рутины. Впрочем, никакого конвейера — это вам не factorio.

Изначально Eco задумывалась не только как игра, но как образовательный проект, чтобы донести знания о важности экологии, о взаимосвязанности разных экосистем. Подтверждением может служить тот факт, что разработка велась не только за счёт средств, собранных с успешной краудфандинг компании, но и на грант, выданный правительственным институтом США. «Этот проект предназначается для помощи в разработке и тестировании Eco, сетевой многопользовательской среды и игры, которая призвана улучшить знания учащихся средних школ в экологии,» — объяснил цели вручения гранта представитель правительства.

Последствия плохого обращения с планетой
Последствия плохого обращения с планетой

«Я верю, что игры могут быть чем-то большим, чем они обычно являются, они могут поднимать вопросы реального мира с такой глубиной и смыслом, с каким не может никакая другая форма медиа, и мы хотим изменить отношение к играм с помощью Eco» — Заявил разработчик «Многие игры сделаны так, чтобы дать игроку ускользнуть из реального мира, но мы хотим, чтобы наша игра делала обратное: цепляла внимание игрока к проблемам в реальном мире с помощью его виртуального воссоздания.»
Eco явно рассчитана на командное прохождение, хотя есть и соло режим. Сама идея игры предполагает совместные действия множества людей ради общей цели — её создатели подразумевают перенесение игрового опыта в реальный мир, где ощутимо повлиять на экологию можно только сообща. Для успешного прохождения необходима слаженная работа всех игроков сразу по нескольким причинам — узкая специализация, из-за чего необходимы персонажи разных профессий и достаточное влияние каждого на экосистему. В подобной коллаборации есть своя изюминка, но она же является и крупным минусом. Не все люди хотят действовать ради всеобщего блага, не со всеми можно договориться, а некоторые намеренно саботируют то, чего достигают другие. В этом может и есть что-то реалистичное — далеко не всем есть дело до окружающей среды или людей вокруг — но для геймплея всё же нежелательно. Для того, чтобы совладать с подобными игроками, в игре есть система законов, которая по сути является общественной модерацией. Сообщество может задавать правила игры с их помощью, например для остановки бесконтрольной вырубки леса можно принять закон, запрещающий одному человеку рубить больше 10 деревьев в день — после голосования он вступит в силу и игра просто не позволит никому рубить деревьев больше этого лимита. «Несмотря на то, что все занимают один игровой мир и у всех одна итоговая цель, которая заключается в выживании, личные цели могут стать причиной различных позиций» — поясняет пример один из разработчиков. «Если ваш персонаж живёт тем, что рубит дрова, у вас наверняка будут другие мысли по поводу того, сколько деревьев должно быть позволено рубить. У всех одна цель и единственным врагом являются сами играющие, суть в конфликте интересов одного и интересов группы.» Это довольно интересное решение проблемы, однако для этого нужна высокая активность игроков — за закон ещё нужно проголосовать, а для этого нужно часто появляться в сети. В результате при игре с незнакомыми людьми приходится полагаться на удачу. Самым комфортным решением будет собрать свою команду, где каждому отведена своя роль. Игра же в одиночку теряет свой шарм, но может пригодиться для ознакомления с миром. Ещё важный факт: не стоит присоединяться к серверу, который был запущен больше недели назад, на нём все ресурсы будут уже распределены между игроками и банально не найдётся свободного места, а новичку стоит искать свежие сервера, перезапущенные не больше 2-3 дней назад, чтобы не слишком сильно отстать от других.

Резюмируя всё вышенаписанное, подведём итог. Из явных плюсов Eco интересная задумка, достаточный размер игрового сообщества, чтобы можно было играть без длительного ожидания подбора игроков, простая и удобная связь с разработчиками. Базовая автоматизация производства позволит сэкономить порядком времени, что тоже очень приятно. Стоит отметить механику добычи и строительства, сходную с таковой в minecraft — ничего принципиально нового, зато понятно и знакомо. Одна из основных особенностей игры — повышенная социальная активность, является и её основным минусом — полная зависимость от других игроков. Не каждый раз будет удаваться достичь значительного прогресса до наступления катаклизма. Это решается игрой со своей командой, хотя собрать пару десятков человек будет затруднительно, но можно обойтись и меньшим количеством, благо механика позволяет. Eco располагает медитативным геймплеем, располагающим к длительному времяпрепровождению внутри игры.

Актуальная версия игры на момент написания обзора 7.6.3