Логотип Stonehearth

Обзор игры Stonehearth

Название может заставить многих тут же подумать о другой игре — Hearthstone. Кому-то это может показаться попыткой заработать популярность на чужом имени, но только не в этом случае — разработка Stonehearth началась задолго до выпуска игры от Blizzard, которая относится, к тому же, совсем к другому жанру — это две оригинальные разработки. Так что же из себя представляет Stonehearth и что она может предложить игроку?

Stonehearth можно назвать стратегией в реальном времени, но с некоторыми чертами от ролевых игр, также стоит отметить отсутствие в целом прямого управления — можно дать задания, что делать, но не кому и когда. В целом для этой игры лучше подойдёт определение её как градостроительного симулятора — необходимо следить за потребностями жителей, защищаться от агрессивных монстров и, конечно, строить. Заимствованный из жанра рпг элемент — каждый из подопечных имеет различные природные особенности и собственный уровень развития того или иного ремесла, повышение которого даёт новые возможности.

В плане механики игра порядком напоминает упрощённую Dwarf Fortress обёрнутую в незамысловатую «кубическую» графику. Этот факт вовсе не удивителен — Том Кэннон, один из разработчиков, сам отметил Dwarf Fortress и Sim City как источники вдохновения для основы геймплея в своей игре. В отличии от предшественника, Stonehearth более дружелюбна к новичкам и значительно менее хардкорна — система параметров не такая сложная и разветвлённая, условия не такие жёсткие, плюс присутствие графики и приятного саундтрека, наполненного духовыми инструментами, чего в Dwarf Fortress без дополнительных ресурсов попросту нет.

Строительство

Все объекты в игре состоят из вокселей — объёмных пикселей большого размера. Помимо чисто визуальной составляющей, это также отразилось и на ландшафте и возможностях проектирования при строительстве. В целом каждый участок земли абсолютно плоский, а перепады высот, как правило, таковы, что обитатели игрового мира не способны так просто через них пройти — для этого нужно либо поставить для них вертикальную лестницу, либо высечь ступени в породе.

В Stonehearth можно построить целую деревню
В Stonehearth можно построить целую деревню

Подобная система даёт возможность достаточно простого и в то же время увлекательного и продвинутого проектирования зданий — почти как из кубиков конструктора. Процесс условно разбит на составляющие — сперва фундамент и пол, затем стены этажей, заканчивается же всё крышей, можно управлять и отдельными блоками. Для всего можно выбирать различные материалы, что повлияет на окончательный внешний вид строения, поскольку у них различные доступные цвета и формы. После окончания этого этапа можно переходить к следующему — расставлять предметы в комнатах, размещать в стенах окна и двери, вешать фонари. После того, как задумка была полностью продумана, игрок даёт команду на её постройку, чем и занимаются рабочие.

В последующие пару минут можно наблюдать за постепенным возведением своего творения, что может быть довольно забавно. Для того, чтобы забраться на высокие места, строители возводят леса, которые впоследствии будут демонтированы — реализм во все поля, никакого постукивания молотком в одну точку! Впрочем это не мешает им заносить мебель в здание без стен и даже спать и есть там ещё до окончания работ. Если отсутствует время или желание что-то придумывать, то помимо постройки с нуля можно воспользоваться шаблонами зданий, имеющимися в игре, кроме того их можно использовать как основу и лишь немного изменять добавляя разнообразия.

Работа с землёй: добыча полезных ископаемых и изменение ландшафта

В поисках полезных ископаемых придётся зарываться в землю — железо и золото не валяются на траве. Строительство шахт чем-то напоминает строительство зданий, только наоборот и без чёткой последовательности — её можно продолжать разрабатывать и после приказа о начале раскопок, она не является цельным объектом, в отличии от здания. После отдачи команды шахтёрам не стоит забывать о выходе для них — иначе они могут остаться внизу и не смогут выбраться.

Кроме строительства — как шахт, так и зданий — можно заняться и обустройством территории. Собственно одно из первых действий, совершаемых игроком — разметка территории под склад ресурсов. Естественно земля может быть использована множеством иных способов — для ферм, дорог, а также как место работы отдельных жителей — например охотничий участок зверолова. Дикие растения могут быть пересажены так же, как могут быть передвинуты с места на место предметы, что даёт как практическую возможность более удобного их сбора, так и эстетическую в виде их посадки в определённом порядке — перфекционистам будет чем заняться.

Жители игрового мира и их отличительные черты

Все работы — от строительства и раскопки шахт до производства предметов быта и сбора ресурсов — производятся жителями поселения, которым и отдаёт приказы игрок. Важным фактом является то, что напрямую не получится указать, что делать отдельному человеку, только сама работа, которую нужно сделать, а кто и когда будет ей заниматься — зависит от текущих занятий, профессий и состояния подопечных. Можно косвенно повлиять на рабочих разрешив или запретив им совершать определённые действия (эта настройка индивидуальна для каждого из них) — например для быстрой постройки здания можно временно отменить сбор ресурсов, что может ускорить строительство.

Напрямую можно управлять только боевыми единицами, для них это и правда необходимо, ведь поведение ботов не идеально, было бы довольно обидно потерять в бою половину своего населения просто из-за того, что воины решили где-то прогуляться.

Каждый житель поселения в Stonehearth обладает собственными характеристиками и опытом в различных профессиях. Из природных особенностей — различные показатели базовых показателей тела, духа и интеллекта и до двух уникальных черт, например предпочтение животной или растительной пищи или возможность переносить больше вещей, но при меньшей скорости. Для стартовых работников эти показатели случайны, но их можно поменять и подстроить под себя, запуская генератор заново, а также после этого можно настроить внешность. Для остальных же, которые появятся по ходу игры, они полностью случайны. К слову, нового жителя можно принять только достигнув некоторых успехов в развитии.

Каждый человечек - личность!
Каждый человечек — личность!

Для каждого человека в мире Stonehearth будет предпочтительна одна ветка профессий и нежелательна другая, например для рыцаря важен высокий показатель тела и духа для большей эффективности — высокий показатель духа означает большую храбрость, а при низкой морали он может сбежать с поля боя, показатель тела же обозначит его скорость и количество здоровья, а значит то, сколько он выдержит ударов врагов. Для ремесленника же будет полезен высокий показатель разума.

Все поселенцы изначально имеют профессию «рабочий» и могут заниматься делами, не требующими от них особых навыков и инструментов — собирать ресурсы, переносить предметы, строить, копать шахты. Для получения специализации персонаж должен удовлетворять определённым требованиям, а также необходим соответственный инструмент. Орудия труда производятся ремесленниками из разных веток развития, поэтому прокачивать только одну из них будет не особо удобно.

После получения профессии, житель начнёт получать опыт от действий, и при наборе определённого количества повысит свой уровень в определённом ремесле, что откроет новые доступные для производства вещи, даст небольшой бонус к показателю максимального здоровья и даст некий классовый бонус от уровня — например возможность использовать материалы, изготовленные другими персонажами или шанс на изготовление вещи повышенного качества.

От выбора профессии зависит настроение жителя — неподходящая работа скажется на нём в отрицательную сторону. Помимо этого, влияние оказывают и многие другие вещи — наличие или отсутствие своего дома и обстановка в нём (мебель, её качество, всяческие украшения в виде штор, фонарей и прочего), разнообразие пищи, наличие питомца и многое другое. От настроя зависит эффективность поселенца — чем он лучше, тем быстрее он будет работать и перемещаться и наоборот при отсутствии удовлетворения своим бытом.

Имеет смысл как смена профессии при доступности — для ускоренного развития, так и полная прокачка с дальнейшей сменой профессии чтобы собрать сопутствующие бонусы. Для дальнейшего продвижения по ветке необходим определённый уровень в предыдущей профессии. Так, пастуха не выйдет сделать из кузнеца, нужен опытный зверолов, а гончаром может стать только бывший каменщик, впрочем возможен случай, когда гончар и каменщик меняются местами.

Дело в том, что в Stonehearth присутствует три королевства людей, каждое из которых обладает некоторыми особенностями — одно из лесистой местности, другое из жаркой и пустынной и третье обретается на холодном севере. Это повлияло на их образ жизни, потому есть и некоторые отличия в геймплее — разные стартовые ремесленные предметы, отличающиеся деревья прокачки профессий.

Торговля и квесты

После сбора и производства на складах неизбежно возникнут излишки продукции — для повышения уровня ремесленника он должен изготавливать соответствующие его профессии предметы, которые не всегда могут быть необходимы здесь и сейчас. Хранимый запас вещей зависит от количества жителей, а их максимальное количество ограничено — значит так же ограничено и место. Избавиться от излишков можно продав их торговцам, у которых же можно и докупить дефицитные вещи, или инструменты, которые нет возможности изготовить. Торговать можно только при прибытии торговца, которое демонстрируется в виде текстового сообщения. Ассортимент у них также ограничен и различен для каждого. Для продажи излишка ресурсов можно построить торговую палатку, с помощью которой можно в любой момент позвать торговца. У него небольшое количество золота и крайне ограниченный ассортимент — только дерево и камень. Чтобы воспользоваться этим механизмом снова, нужно подождать, пока кнопка вызова снова станет активной.

Отражение нападения на деревню в Stonehearth
Отражение нападения на деревню в Stonehearth

Помимо простой торговли, могут происходить и другие события — например те же торговцы с мини-квестами вида «добудь для меня за пару дней что-то одно, а я в обмен дам тебе что-то другое» — это может быть полезно для получения вещей, изготовить которые нет возможности, или квест на получение поселением статуса города, что даст определённые бонусы — появление новых торговцев (а также новых товаров у них в виде семян), шаблонов строений, дополнительная фоновая музыка — интересный ход, который не даст заскучать. Кроме мирных заданий есть и военные кампании с гоблинами и орками.

Как началась разработка и к чему она привела

Кроме красочного окружения и интересного геймплея, у Stonehearth действительно длинная и необычная история создания — разработка началась в конце далёкого 2011 года. В 2013 она вышла на Kickstarter и собрала там немалую сумму — чуть больше 750 тысяч долларов. В 2015 году пришла очередь Steam — игра появилась там в раннем доступе. В 2016 Radiant Entertainmant была приобретена студией Riot Games. До релиза прошло немало лет, но вот наконец он состоялся.

В середине 2013 года создатели пообещали добавить в игру огромное количество возможностей в случае взятия определённых контрольных точек, так какие из них появились в итоге? В игру были введены обещанные питомцы для бэкеров, клан кроликов как союзная фракция npc, ледяной биом, профессия инженера, различные времена года и 3 различных королевства, за людей которых можно играть, также есть совместное прохождение. Элементали в качестве врагов присутствуют в игре, за исключением огненных — их ввод означал определённые трудности, потому от них в итоге отказались.

Часть обещанного была реализована за счёт модификаций, на которые создатели надеются как на то, что сможет поддерживать интерес к Stonehearth и после окончания её выпуска и окончания поддержки (которая планируется вскоре после выхода версии 1.1) — выходцами из игрового сообщества были добавлены ещё два фестиваля помимо становления поселения городом. От идеи игры в режиме человек против человека в итоге отказались — это переворачивало с ног на голову сам концепт игры, поэтому было решено не включать её в базовый вариант игры, но модификации решили и этот вопрос: pvp доступно желающим в мастерской Steam. Нотная книга и артбук, новая профессия — геомансер, а также порт игры на MacOS ожидаются с обновлением 1.1 в декабре 2018 года.

Несмотря на портирование игры на Mac — пусть и не к выходу версии 1.0, от реализации игры под Linux разработчики отказались — сетуют на слишком большой объём работ, однако поддержка этих платформ была заявлена как первая крупная контрольная точка в кампании, в итоге это привело к сильному потоку негатива в сторону разработчиков. Со своей стороны они обещают помочь с оптимизацией игры для запуска через Wine. Также в ответ на просьбу открыть исходный код игры для его последующей оптимизации и, возможно, реализации портирования силами сообщества, был получен такой ответ, дающий некоторую надежду всё-таки получить релиз:
«90% кода уже доступно внутри архивов игры. Мы рассмотрим и возможность опубликовать всё, в случае если будет достаточный интерес, но это потребует много работы на его чистку, мы бы предпочли скорее поработать над багами и подобными вещами.»
Помимо этого, есть немаленький список контента, от которого создатели Stonehearth отказались и он не менее впечатляющий, чем то, что появилось в игре. Пираты, ниндзя и политики были признаны командой как неподходящие к сеттингу. Тренер зверей и лавовый кузнец так же не смогли найти своего места — первого не вышло сделать удовлетворительным с точки зрения геймплея, а место второго оказалось уже занято другими профессиями и в итоге от этих двух отказались. И наконец — расы гномов в игре не будет, поскольку они сильно отличаются от людей своим бытом, для них пришлось бы переделывать почти весь реализованный функционал и баланс, для чего нужно немало времени и средств.

Почему же так получилось? Часть не стали вводить в игру просто потому что эти возможности в неё не вписывались, а с остальным причина в том, что разработка излишне затянулась. Многие люди из команды изъявляли желание уйти работать над другим проектом или в другом месте в принципе. К тому же несмотря на добро на дальнейшую разработку от Riot Games, они не стали бы финансировать разработку Stonehearth излишне долгий срок, пока она будет доведена до идеального состояния.

Стоит ли оно того

Не все обещания, данные Radiant Entertainment на Kickstarter, удалось реализовать к релизу, это привело в том числе и к множеству отрицательных отзывов о ней. Впрочем обвинять их в недобросовестности не стоит — команда все эти годы держала общественность в курсе хода разработки и всегда была готова к диалогу, плюс к этому можно упомянуть и то, что многие иные проекты, поставившие излишне амбициозные цели вовсе не смогли завершить разработку. Stonehearth же удалось выпустить и она вышла интересной и цельной.
Несмотря на то, что многое реализовать не удалось, частично восполнить недостатки контента могут модификации, которые, как и было обещано, есть и поощряются разработчиками — например, игра не имеет официального перевода на русский язык, но он присутствует в виде одобренного создателями мода, многие возможности добавлены или могут быть добавлены в игру в таком виде — новые монстры, новые квесты — на что хватит фантазии и способностей.
У Stonehearth большая глубина, чем может показаться на первый взгляд. Геймплей интересен своим разнообразием и возможностями, на фоне приятной ненавязчивой музыки и ставшей уже за годы разработки привычной, мультяшной кубической графикой получается самобытный игровой опыт. Всё это на фоне длинной истории, наполненной со стороны сообщества и восторгом и разочарованием, стремительный взлёт с последующим застоем и осознанием и признанием ситуации. Несмотря ни на что, Radiant Entertainment проделали большой путь, результат которого определённо стоит внимания.

Актуальная версия игры на момент написания обзора: 1.0